Как превратить должника в злостного неплательщика?

Как превратить должника в злостного неплательщика?

Сбербанк провел эксперимент с взысканием долгов по кредитам, итоги которого показали, что около 20% должников после первого же общения с коллектором избегают дальнейших контактов и переходят в категорию злостных неплательщиков.

Эксперимент был запущен 5 июля 2013 года. Участвовали в нем, помимо внутренней службы Сбербанка по взысканию долгов, независимые коллекторские агентства и созданное Сбербанком специально для этих целей дочернее агентство коллекторов «Активбизнесколлекшн».

Всего банк передал 150 тысяч кредитов на взыскание, общей суммой около 9 миллиардов рублей. Основную часть долгов, участвующих в эксперименте, составили невыплаты по кредиткам и прочие просроченные кредиты сроком более чем 360 дней.

Дочернее агентство «Активбизнесколлекшн» получило 120 тысяч просроченных кредитов на сумму порядка 7 миллиардов рублей, сторонние коллекторские организации получили на взыскание 15 тысяч просроченных кредитов и 15 тысяч госбанк оставил для взыскания своим сотрудникам. В эксперименте участвовали 4 профессиональных коллекторских агентства.

Цель этого пилотного проекта заключалась в следующем – Сбербанк хотел выяснить, какой метод наиболее эффективен при взыскании долгов с неплательщиков. Стоит ли обращаться за этим к сторонним агентствам или достаточно обойтись своими силами? А может лучше всего создать собственную профессиональную организацию по взысканию?

Здесь стоит отметить, что методы угроз, которые практикуют большинство коллекторских агентств, приводят к серьезному запугиванию клиентов. Практически каждый пятый должник, поговорив с коллектором по телефону, в дальнейшем начинает всячески избегать общения – не открывает дверь квартиры, меняет номера телефонов и т.д. В рамках эксперимента дочернее агентство Сбербанка «Активбизнесколлекшн» выбрало другую тактику общения с должниками.

Взыскание без угроз и запугивания привело к увеличению на 20% доли должников, не сбегающих в страхе от дальнейшего общения с коллектором. Без давления и установки жестких сроков выплат долгов заемщик с большей вероятностью возвращался к оплате кредита. Однако многие эксперты считают, что положительный результат такой тактики возможен лишь на небольшом временном отрезке (например, на таком, на котором длился эксперимент Сбербанка), в то время как метод угроз эффективен в долгосрочной перспективе.

Поэтому эксперимент, проведенный Сбербанком, специалисты коллекторского рынка считают хоть и показательным, но не совсем чистым. Во-первых, из-за более длительного времени, отведенного на взыскание долгов. Обычно банки передают коллекторам работу над долгами на срок в 3 месяца. За это время специалисты коллекторского рынка обязаны взыскать долги иначе в дальнейшем банк или другая кредитная организация не будет обращаться к их услугам. Так как сроки сжатые, коллекторы пускают в ход все виды оружия против должников. Отсюда и угрозы, и частые визиты, звонки и т.д. В эксперименте Сбербанка таких сроков не устанавливалось и процесс взыскания мог быть и более длительным, а, значит и более продуманным.

Во-вторых, проводя эксперимент, Сбербанк не учел особенности своих заемщиков. Ведь в отличие от других банков России, «Сбер» всегда отличался более тщательным подходом к выбору клиентов. Скорее всего, благодаря более надежным заемщикам Госбанку даже больше подойдут мягкие способы взыскания против традиционных жестких методов, однако давать подобный прогноз для всех прочих банков было бы рискованно.